Опекунский совет

Блог

Опекунский совет

В последнее время стало модным слово «москвовед», экскурсионный народ носителя этого титула любит, ссылается на него и в конце концов ударяется в жесткое сектантство, становясь адептом очередного историко-развлекательного гуру.
здание Опекунского совета в Москве
Хотя, с другой стороны, пусть лучше люди сходят с ума от экскурсий, чем пьют горькую, да и для здоровья полезно. Главное не возносить объект почитания - "святого гида", в степень аксиомы.

Тема «москвоведов» всплыла у меня недавно во время общения с товарищем, когда мы проходили с ним по Солянке мимо здания Опекунского совета (ул. Солянка, 14).
Друг сказал, что изначально ансамбль выглядел иначе и после был переделан. Я это знал, вопрос лишь в том, как переделан и кем.

Мне моментально объяснили, кем и как дом был изменён и в подтверждение дали ссылку на очередного «москвоведа», добавив, что его слова «есть непреложная истина, противление которой - суть ересь».

У меня были свои мысли на этот счёт, но упираться не стал, решив при случае  вопрос этот исследовать досконально, чем сейчас мы с вами и займёмся.

 Действительно, ансамбль зданий Опекунского Совета построен по проекту ДОМЕНИКО ЖИЛЯРДИ - одного из лучших архитекторов Москвы эпохи позднего классицизма.
К сожалению, большая часть чертежей была вывезена автором на родину, и храниться в городе Монтаньоле в Швейцарии.

Ещё сложнее определить участие в проектировании комплекса Опекунского Совета друга и помощника Доменико – Афанасия Григорьева, который был тесно связан с  семьёй Жилярди. Только на основании почерка Григорьева можно сделать предположение, что это именно он выполнил чертежи фасада и поэтажные планы Опекунского Совета.
 
В 1846 году возникает необходимость расширить Опекунский совет и мы опять упираемся в своеобразный ребус, ибо на сегодняшний день невозможно чётко и однозначно сказать, кто же автор этой перестройки, позволившей на месте ограды построить крылья, в результате чего был существенно изменён пространственный облик здания, которое вместо трёх отдельных объёмов превратилось в одну протяжённую постройку.

Вот те архитекторы Москвы, которые могут претендовать на авторство:

А.Г. ГРИГОРЬЕВ (старший архитектор Воспитательного дома после отъезда Жилярди);
А.О. ЖИЛЯРДИ - двоюродный брат Доменико (сменил ненадолго Григорьева);
М.Д БЫКОВСКИЙ (старший архитектор с 1847 года)
и НИКОЛАЙ ШОХИН (на некоторых чертежах стоят его подписи).

Так что кого хотите, того и выбирайте, однозначного ответа на сегодняшний день нет ни по одному из вариантов. О первоначальном облике объекта можно судить по чертежам 1821 года и литографии по рисунку Диц и Руссель 1840-х гг.

Сергей Ярцев.

Комментарии

Написать комментарий