Мощение дорог в Москве

Блог

Мощение дорог в Москве

Мостовые - неотъемлемый атрибут города, имеющий свою историю. Тем более для Москвы, чей многовековой опыт мощения дорог и площадей необычайно интересен. Лишь зная историю московских мостовых мы можем утверждать, что Михайло Ломоносов ходил по деревянным мостовым и тротуарам, а так же по мостовым, выложенным из "дикого камня".

Гоголю уже довелось шагать по асфальтовым дорожкам на московских улицах, но Гиляровский ещё долго после Гоголя наблюдал упорно державшиеся в Москве деревянные мостовые, чьи поперечные бревна после сильных дождей всплывали торчком и мешали проезду.

О древних московских мостовых мы черпаем сведения в основном из археологических раскопов и из мемуаров современников тех лет, из летописей и указов государей.

Интересной особенностью деревянной мостовой, обнаруженной на боровицком холме у Соборной площади и датированной XI веком, являлась находка множества челюстей крупного рогатого скота под бревенчатыми плахами и частично между ними.

Известно, что кости в качестве строительного материала применяли ещё в первобытнообщинном строе. В древнем Новгороде так же применяли коровьи челюсти для мощения Соборной площади.
Старинное мощение Пушечной клинкером
Буквально на днях в центре города была сделана ещё одна довольно необычная находка, позволяющая увидеть мощение мостовых времен раннего социализма. На Пушечной улице в результате строительных работ были найдены целые фрагменты мостовой из клинкерного кирпича.

Название происходит от немецкого слова Klingeln,  по - русски -  "звонить".
При ударе клинкер издает чистый, ясный звук, изготавливается из тугоплавких глин и обжигается до полного спекания. Замостили Пушечную улицу клинкерным кирпичем в 1932 году, чуть раньше подобное мощение дорог в Москве в виде опытного образца появилось на Лениградском шоссе из клинкера, привезённого с Украины.

Клинкер в России впервые стали производить на Москве в 1779 - 1782 годах на одном из казенных заводов, но массовое производство появляется именно в Украине, где в районе Чернигова строятся в 1880-х первые крупные промышленныхе предприятия.

Для Москвы мощение дорог кирпичем в целом не ново, существуют две мостовые, найденные при археологических раскопках в Кремле возле Успенского собора и датируемые 1570 годом.
Это был не клинкер, а обычный  кирпич, из которого выкладывали печи, его ещё называли "половняк", так как помимо печей он шел и на мощение полов в соборах и возле.

Масштабное применение клинкер получает в американских городах, где в в 1820 - 1830 годах им выстилают тротуары большинства городов США. В Москве клинкерный тротуар на углу Варварки существовал до 1960 года, большой участок клинкерной мостовой у четной стороны Беговой улицы прожил до середины 70-х годов XX столетия.

текст Ярцев Сергей
фото Николай Аввакумов






 

 

Комментарии

Написать комментарий