Тротуары Москвы

Блог

Тротуары Москвы

Во время проведения работ по благоустройству Хитровской площади были найдены плиты и камни старого мощения, относящиеся к 1840-х годам XIX века. Так как археологические работы там не проводились (по факту), то эти плиты от тротуаров и булыжник из мостовой были просто вывезены на свалку.
Тротуары Хитровской площади в Москве

Спасти удалось немного, около 40 плит и горка булыжных камней, это всё что осталось.
И то благодаря одному человеку - Николаю Аввакумову, который проживает на Хитровке.
Он ночью увидел, как ковш экскаватора выворачивает старые плиты и кинулся их перетаскивать на тележке к себе во двор.

Утром приехал я и мы смогли перетащить ещё с десяток, сложив их во дворе. Потом приезжали ещё активисты и вот такими совместными трудами часть древних камней уцелела и ожидает того момента, когда снова ляжет в дороги Москвы, пусть даже в музейном виде.

В конце XVII века каменные мостовые уже не были редкостью в городе, как правило, это было покрытия в виде плит из мягкого известняка, покрытие недолговечное, но залежей твердого камня в окрестностях Москвы не наблюдалось.

Только лишь XVIII век стал периодом распространения в Москве мостовых из твердого камня, причем уже не форме плит, а округлой формы с плотным прилегаением к друг другу, по опыту западноевропейских городов.

Такие новшества стали возможны благодаря указам Петра I, именно ему принадлежит идея сплошного замощения улиц Москвы «диким камнем».

Дикий камень состоял из валунов и крупной речной гальки. Перевозка камней была возложена как повинность на приезжающих в Москву крестьян, торговых людей и извозчиков. Подьезжая к городу, они были обязаны сдавать страже у застав три камня размером не менее гусиного яйца, а так же доставлять песок для дорожных работ.
Тротуарные лещадные плиты

Привычные нам тротуары и дороги появляются после 1792 года, когда дорожник - изобретатель П.Е. Шретер предложил поднимать край тротуара над кромкой проезжей части на 5 – 7,5 см и применять борт из вертикально устанавливаемых гранитных досок длиной 1 – 1,2 м и широной 30 см.

Новшество приживалось постепенно, долгие годы многие тротуары не имели бордюра, обходясь наклонной вымосткой мелким булыжником по краю.

В конце XVIII века по краям тротуаров, поднятых над мостовой, можно было встретить каменные столбики - тумбы. С 1820 года на всех улицах Москвы появляются тумбы единого типа  -  в виде усеченного конуса и достаточно крупного массива, погруженного в грунт.

На фотографиях представлены тротуарные плиты, появивщиеся на Хитровке в 1843 году после постановления домовладельцам вымостить тротуары Москвы каменными лещадными  (обладающими некоторым блеском гладкой поверхности) плитами. На высотах возле деревни Татарово (Крылатское) для этих целей стали добывать прочный кварцевый песчаник.

Блестящая, стекловидная поверхность лещадных плит делала тротуары из них гигиеничными, имеющими привлекательный вид. Благодаря большой площади опоры такие плиты хорошо удерживались на своем месте на протяжении десятилетий. Традиция укладки лещадных полос сохранялась в Москве и губернских городах до XX века.
Тротуарные плиты с Хитровской площади

Некоторые участки тротуаров с лещадным покрытием можно было встретить в Москве до массовой реконструкции, начатой в 30-е годы. Вместе с каменными тумбами и лещадными плитами ущёл в прошлое запомнившийся нескольким поколениям москвичей, а сейчас уже основательно забытый, своеобразный облик московских тротуаров.

Ярцев Сергей

Комментарии

Написать комментарий